вторник, 3 марта 2015 г.

КНИГИ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ




Книга….
В ней все нуждаются - и старые, и молодые, и   деловые, и ничего не делающие; дети - также. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги для них и хуже, и вреднее, чем ничего не читать.
Белинский В. Г

Полноценная информация о лучшей литературе нужна различным группам населения, но острее всего ее недостаток испытывают юные читатели и их родители, библиотекари, педагоги. Идея Президента России В. В. Путина - сформировать национальный список книг, которые должен прочитать и осмыслить каждый выпускник современной школы, - является, безусловно, продуктивной. Этот список дополнил всем известные мировые списки (список ВВС, списки университетов мира, список И. Бродского и другие аналогичные проекты) перечнем знаковых произведений российских философов, ученых, писателей. Практика «внеклассного чтения» - замечательная российская традиция, возникшая на стыке семейного и общественного воспитания, ее обновленная версия в виде рекомендательного списка из 100 книг может стать важным стимулом к продвижению чтения в обществе.

Существуют разные способы продвижения чтения. Это любая форма действий, используемых  в библиотеке для информирования, убеждения и напоминания  пользователям о книге и своих услугах. Основные способы продвижения чтения - это реклама книги, стимулирование чтения, связи с общественностью и личные контакты. При определении способа продвижения  чтения следует учитывать три основных фактора: целевая аудитория, её особенности, вид и форму услуги.
«Перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению» выполняет одну из главных функций «хорошего» чтения - ориентировать читателя в потоке литературы. Ведь сегодня на книжном рынке немало печатной продукции, проповедующей жестокость и насилие, расовые предрассудки и нетерпимость. Достаточно и «просветительной» литературы низкого качества. Интернет, радио, телевидение, периодика совсем мало внимания уделяют рекомендации книг. Даже школьные учебники плохо оснащены списками литературы -  они стоят как бы в стороне от проблем воспитания информационной и библиографической грамотности, читательской культуры. И взрослые, и дети испытывают давление значительно возросшего объема информации. Найти нужную книгу - сложнейшая задача, требующая высокого уровня информационной культуры.          Основная задача, стоящая перед проектом перечень «100 книг…», - объяснить аудитории, почему это здо­рово - включиться в проект, какие личные выгоды читатель может получить и почему читать – это престижно.
 Кому и как помогает перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению»? В полноценном информировании о лучшей литературе нуждаются, в первую очередь, родители. Именно они покупают детские книги, приходят в библиотеки - выступают посредниками между книгой и ребенком. Социологи подтвердили тот факт, что взрослые читают детям книжки, которые полюбились им самим в детстве, стараются покупать произведения знакомых авторов. Формируя вкус родителей в отношении к книге, можно влиять на выбор и круг детского чтения. Потребность в информации о «хорошей» книге испытывают и специалисты - в первую очередь, библиотекари и учителя, а также воспитатели, социальные работники в сфере детства.
Человек за всю свою жизнь способен прочитать только порядка 5000 книг. А ведь выпускаются еще сотни журналов и газет. Как не утонуть в книжном потоке, найти для себя действительно самое нужное и интересное? И в этом помогает перечень «100 книг….», он ничего не навязывает читателю. Его функция - информационная, рекомендательная.
Необходимость фиксировать наиболее значимое в книжном мире, позволяющая «передавать эстафету культуры» по социальной горизонтали и возрастной вертикали, давно осознана в разных странах. Сегодня перечень «100 книг…» все чаще рассматривается как действенный инструмент педагогического влияния на юное поколение. Образование - главный побудитель чтения современного школьника. Дети не обладают ни той системой знаний, что есть у взрослого, ни умением распознать в море литературы достойные внимания книги. И взрослые-то зачастую проходят мимо важного культурного пласта не потому, что не интересно, а потому, что никто не подсказал, не познакомил. Для организации и поддержки системы широкого информирования о книгах, включенных в перечень «100 книг», распространения рекомендаций в области индивидуальной организации чтения, а также стимулирования и поддержки системы чтения, необходимо подключить СМИ. Пока они уделяют очень мало внимания информированию о лучших книгах, рекомендациям в области индивидуальной организации чтения. Отсутствие информации в СМИ психологически воспринимается как игнорирование и отрицательно влияет на статус чтения, особенно у юных граждан.
         Наконец, один из путей продвижения чтения с помощью «перечня 100 книг» - широкое использование информационных технологий всеми профессионалами-книжниками и доступ к ним населения. Так, массовое подключение школьных, детских библиотек к глобальным сетям способствует созданию информационных ресурсов библиотечно-библиографического плана. Библиотекари, оперативно отвечая на запросы пользователей, могут рекомендовать детям и их родителям надежные источники информации. Широкое распространение информационных технологий привели сегодня к новым формам межличностного общения, в т.ч. в социальных сетях. Библиотеки располагают опытом работы проведения сетевых акций, он-лайн конференций, телемостов, который может активно использоваться в работе с произведениями из перечня «100 книг». Одну из форм продвижения чтения с помощью перечня предлагает Шайдулина Л.В. - литературный психологический тест.[[1]] Подростки обожают познавать себя, решать психологические тесты. Для облегчения выбора книги из списка можно создать тест, вопросы которого будут ориентировать читателя на выбор той или иной книги по жанру, тематике, времени дей­ствия, возрасту героев, настроению книги. Таким образом, в шуточной форме ученик будет самостоятельно выбирать соответствующую его предпочтениям книгу, а в основе теста будет лежать рекомендательный список «100 книг».
На мой взгляд, перечень «100 книг», прежде всего, способствует самообразованию, воспитанию, просвещению и культуре. Формирует у читателя социально значимые интересы, расширяет кругозор. Помогает выбору, осмыслению и усвоению прочитанного. Перечисленные смыслы определяют миссию перечня в информационном обществе, так как перечень через библиотечные формы предоставляет возможность педагогам повысить качество образования и ориентировать учащихся на саморазвитие.












Список используемой литературы
1.     Человек читающий. -М.: Прогресс, 1990. -С. 6.
2.     Добрынина Н. Е. Рекомендательная — просветительская... // Библиография-1995. - № 3. - С. 10-14.           
3.     Голубева Е.И. Мургина О.И. На пути к читателю. Карта книжного моря //Библиотечное дело.- 2004.-№4
4.     Ялышева В.Н., Глухова Л.В. Общедоступные библиотеки России и проект «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 26 октября 2012 года, Санкт-Петербург / Под ред Е.И.Казаковой, Т.Г.Галактионовой. Санкт-Петербург, 2012.
5.     Шайдулина Л.В. Молодёжный взгляд на возможные пути реализации проекта «100 книг» // Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 26 октября 2012 года, Санкт-Петербург / Под ред Е.И.Казаковой, Т.Г.Галактионовой. Санкт-Петербург, 2012.






[1]

Комментариев нет:

Отправить комментарий